Альманах библиофила X

Литература о букинистах < Назад


Альманах библиофила. Выпуск X.


Иллюстрация

В этом выпуске "Альманаха библиофила" наиболее интересна публикация А. блюма "Забытая страница библиофильской прозы. Михаил Черноков и его роман книжники"

Многие произведения русских писателей пронизаны книжностью, известны десятки очерков, рассказов и эссе, посвященных книге и ее читателям. Но целый роман об издателях, библиофилах - редчайший случай в литературной практике.

Роман Михаила Чернокова "книжники" был выпущен в 1933 году издательством писателей в Ленинграде. В свое время он не был по достоинству оценен критикой, прошел почти незамеченным. И долгое время ни в специальных и популярных книговедческих работах, ни в справочных и библиографических работах изданиях роман "книжники" не упоминался.

Повествование М.В. Чернокова развертывается на фоне драматических событий начала XX века. Чередой проходят в романе колоритные, тщательно выписанные фигуры книгоиздателей той поры, библиофилов и библиоманов разного толка, крупных антикваров и мелких, так называемых "холодных" букинистов-разносчиков. С первых строк автор вводит читателя в атмосферу книжного Петербурга и знакомит с главным героем романа Касьяном Ильичом Балакиным: «В сумрачных петербургских лавках антикваров и букинистов Балакин был своим человеком еще года за два до первой революции. Покупал он тогда издания Новикова, равно брал и Бекетова, Оленина, Плюшара, Смирдина, словом, все, что издано было в России с семидесятых годов восемнадцатого века до половины девятнадцатого. Он любил и потолковать О книгах, издателях и о том, почему пало печатное искусство в шестидесятых годах. Букинисты нередко обращались к нему за справками о старых изданиях и всегда их получали точно и немедленно. За это они охотно разыскивали или приберегали нужные ему книги. Участливо расспрашивали об его издательских делах, никогда не обижались, если он называл их алхимиками, пустосвятами, пыльной чудью. Выходило у него это отечески добросердечно. Было отеческое в его еще молодой складной фигуре, пышной бороде и всегда чуть прищуренных строгих глазах». Балакин - крупный петербургский книгоиздатель и библиофил, владелец большой книготорговой фирмы, имеющей отделение в Москве. Прототипом Балакина послужил книгоиздатель Сытин.

Блюм называет Балакина фигурой крайне сложной и не однозначной и тут же говорит, что тот напоминает типичного интеллигента народнического толка 80-х годов. Возможно, сложность личности героя несколько преувеличена. Балакин разделяет иллюзии просветителей, преклоняющихся перед "меньшим братом", считающих, что книжное просвещение уже само по себе является панацеей от всех социальных зол и бед и может разрешить все проблемы. Главное — дать народу "хорошую книгу", а сделать это удастся, если вытеснить с книжного рынка мутный поток серобумажной лубочной продукции, отравляющей сознание простых читателей. Московских издателей-лубочников он считает врагами книги и просвещения. "Настоящий сочный лубок выродился,— говорит он.— Теперь мразь, а не лубок, в провинции эта мразь в почете... Деревенские и городские базары завалены бульварщиной, подлой шарлатанской книгой". Балакин налаживает тесные связи с земскими книжными складами, отделениями обществ и комитетов грамотности и другими просветительскими организациями, снабжает их своей "улучшенной книгой", причем со значительной скидкой. Считает себя истинным просветителем народа: недаром над его рабочим столом красуется портрет Николая Ивановича Новикова, как бы осеняющего и благословляющего его на благородный труд.




Другие книги о букинистах


Hosted by uCoz