Берков. О людях и книгах

Литература о букинистах < Назад


П. Н. Берков. О людях и книгах. М.: "Книга", 1965

Иллюстрация

В этой сравнительно тонкой книжке Беркова содержится больше познавательных и курьезных сведений о библиофилах чем во многих толстых, в том числе написанной тем же Берковым позже "Истории советского библиофильства".

Имеются здесь истории о воровстве книг и других преступлениях, совершаемых на почве любви к книге. Многие сведения такого рода автор разыскал в собраниях материалов директора Музея палеографии АН СССР Николая Петровича Лихачева.

Увлекательно рассказывается о литературных мистификациях и подделках. Иногда, будучи изначально результатом игры образованных людей, напечатанные материалы попадали в руки излишне доверчивых учёных и вымысел начинал жить своей жизнью. Так случилось с "Афинским письмами", сочиненными студентами Кембриджского университета в 1741 году и напечатанными в типографии не для публики а для узкого круга знакомых. Часто авторами фальсификаций двигали националистические чувства, желание установить в чем-либо приоритет родной нации. Так было с поддельным выпуском газеты "Английский Меркурий" якобы выпущенной на 40 лет раньше первой в Европе регулярной французской газеты "La Gazette".

Известно немало случаев преднамеренного обмана читателей с целью получения дохода от сбыта поддельных рукописей илм печатных книг. Купец Антон Иванович Бардин изготавливал поддельные рукописи "Слова о полку Игореве", единственный подлинный экземпляр которого погиб во время пожара Москвы в 1812 году.

Известный в начале 30-х годов библиофил, президент Лондонского Библиографического общества Томас Дж. Уайз занимался изготовлением фальшивых, так называемых "пробных" изданий знаменитых писателей XIX века. Пробными изданиями в библиофильской среде называются книги, выпускаемые автором для друзей до того, как осуществится настоящее издание. Будучи разоблаченным молодыми библиографами Картером и Г. Полардом, Уайз предпринял безуспешные попытки реабилитировать себя. В 1937 году он умер. Многие подделки Уайза, за которые были заплачены огромные деньги, совершенно обесценились. Был нанесен удар собиранию "пробных" книг новых авторов. Но всего через несколько месяцев "подлинные уайзовские подделки" предлагались антикварами по гораздо более дорогим ценам.

Имеется в книге глава "Будущее книги и библиофильства". Библиофильство развивается вместе с развитием книжного дела: его объекты усложняются, умножаются: сперва собирают книги на пергамене, затем на бумаге. Отмечается черта процесса развития книги - частичное "отмирание" одних книг при появлении новых видов и частичный переход других книг в эти новые формы. Так, когда появилось книгопечатание, не все старые рукописные книги были перепечатаны: печатались лучшие, наиболее нужные из старых книг и все новое, каково бы ни было их научное или художественное значение... Это обстоятельство обратило на себя внимание одного писателя XVIII века - Себастьяна Мерсье, и он задумался над тем, что будет представлять собой книга будущего... В романе "2440-й год, или Мечта, которая едва ли когда-нибудь осуществится" Мерсье говорит и о будущем книги - он предлагает, что только лучшие книги всех времён дойдут до той поры, а все прочие буду уничтожены. Ему не приходила мысль о возможном изменении внешней форме книги будущих времён. Тот же вопрос о будущем книги похоже решал Эдуард Беллами, написавший в 1887 роман "Оглядываясь назад".

В том же 1887 году Жюль Верн написал небольшой рассказ "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2887". В нем описывается деятельность в течение обыкновенного дня владельца крупнейшей газеты XXIX века "Эрс герольд" ("Всемирный герольд"). Жюль Верн показывает изменения в быту и в общественной жизни, происшедшие за тысячу лет, в том числе и в производстве газет. Новшества выглядят сейчас довольно убогими: они заключаются в применении телефона, в лучшем случае соединенного с проекционным фонарем. В конце 1894 года был напечатан фельетон писателя-библиофила Октава Юзанна "Конец книгопечатанию". Главным соперником книгопечатания в будущем, по мнению Юзанна, является фонограф с целлулоидными цилиндрами. Уверенность в недолговечности печатных книг видна и у Герберта Уэллса. В его романе "Когда спящий проснется" (1899) герой вскоре после своего пробуждения замечает, что в помещении, которое ему отвели, нет "ни книг, ни газет, ни письменных принадлежностей..." Зато в соседней комнате находился "ряд странных двойных цилиндров, на белой поверхности которых виднелись зеленые надписи... посередине из стены выдавался небольшой аппарат четырехугольной формы, размером около метра; лицевая сторона его представляла что-то вроде белого циферблата. Против аппарата стоял стул". У героя "тотчас же мелькнула мысль, что эти цилиндры, вероятно, заменяют книги". Этот аппарат Уэллс называет "кинетоскопом". Очевидно, что незадолго до того появившиеся кинематографы в соединении с фонографами послужили составными элементами того аппарата, который, по мнению английского романиста, должен в будущем заменить печатные книги.

Эта глава - результат переработки лекции, прочитанной автором в курсе истории русской книги в 1929 -1930 годах. С тех пор прошло уже почти 90 лет! читатель сегодня имеет возможность оценить качество прогнозов, учтя все изменения в книжном деле и библиофильстве, произошедшие за этот период.


Другие книги о букинистах


Hosted by uCoz