Сергей Носов. Поцелуй Раскольникова. 2016

Литература о букинистах < Назад


Сергей Носов. Поцелуй Раскольникова. 2016

ИллюстрацияКнига петербургского прозаика Сергея Носова - о мистическом городе, его памятниках и их тайнах. Хотя она и не посвящена целиком букинистическим магазинам или библиофилам, представляет интерес глава "Охота к чтению", в которой говорится о постепенно забываемом сегодня книжном дефиците, имевшем место в СССР, о невероятном интересе к литературе, отчасти порождаемом идеологическими ограничениями, о черном книжном рынке. Доставание дефицитных книг в те времена происходило преимущественно отнюдь не в магазинах, а через "вторые руки".

"Авторитет писателя был чрезвычайно высок. Вера в печатное слово была сродни религиозному чувству. Книгопечатание, царящее в стране, напоминало массовый психоз. ... Ничего подобного никогда не было раньше и никогда больше не будет."

В начале 70-х, в условиях наисильнейшего читательского бума придумали выдавать право на покупку некоторых наиболее популярных книг за сдачу макулатуры. Человек, сдавший 20 кг макулатуры, получал специальный талон, дающий ему право купить, например, "Трех мушкетеров". Таким образом был продан миллион экземпляров романа. "Графиню де Монсоро" по той же схеме распространили тиражом уже в 2 миллиона экземпляров, что было равносильно выручке в 40000 тонн макулатуры.

Вовремя собрать нужное количество ненужных газет "Правда" и журналов "Коммунист" не у всех была возможность. На этот случай был не менее удивительный способ получения дефицитных книг через так называемое Общество книголюбов. Издательство, с которым сотрудничало такое общество, распространяло дефицитные книги не иначе как с нагрузкой. Например, чтобы приобрести сочинение аббата Прево "История кавалера де Гриё и Манон Леско", снабженное образцовым научным аппаратом, нужно было купить еще "Определитель клещей - врагов картофеля". При наличии денежных средств можно было купить нужную книгу на черном рынке. В Ленинграде таковой размещался на окраине города, в поле, за большой газовой трубой, протянутой вдоль дороги. Сотни, если не тысячи продавцов выстраивались рядами, у их ног на земле были разложены дефицитные книги. Бесконечной вереницей мимо них проходили покупатели, прицениваясь. Торговля была незаконной, иногда милиция - в плане борьбы с книжной спекуляцией - разгоняла черный рынок, и тогда он перемещался в другое место, подальше от трубы и дороги.


Другие книги о букинистах


Hosted by uCoz